Антон Ерохин о роли тренера в карпфишинге

1 мин

В первой части я рассказывал про своего первого наставника. Михаила Золотухина, человека, который помогал мне постигать азы карповой ловли. Прочитать ее можно здесь. Но дальше было все еще интересней…

В один момент у нашей команды наступил своего рода переходный период. Мы стали не только ездить на рыбалки, но и участвовать в соревнованиях. При этом мы еще были далеки от эталона, но уже и назвать нас обычными рыболовами-любителями было нельзя. Начинался большой путь. Для кого-то он покажется пройденным семимильными шагами, на фарте. Но за всем стояла длинная цепочка из действий и решений, о которых мы расскажем ниже.

На заре нашей карьеры случались провальные выступления. Проведя определенную работу над ошибками нам удалось выдать хорошую серию из 7 турниров подряд, где мы неизменно попадали в призы. Среди этих выступлений были и значимые победы, такие как 1 место в личном зачете на Кубке Москвы и третье место в личном зачете на Чемпионате Москвы.

Именно тогда мы поняли, что спортивный карпфишинг не только затягивает нас все сильнее, но и мы чего-то да стоим. Мы поставили себе задачу попасть в сборную России. Амбициозно, но большие цели всегда лучшее средство для движения вперед.

При этом мы понимали, что только наших базовых знаний нам будет недостаточно. Трезво глядя на положение вещей, пришли к простому выводу — для полноценной борьбы на Всероссийских соревнованиях нам нужен тренер. Человек, с опытом, который мог бы предостеречь нас от многих ошибок. Что позволило бы ускорить процесс совершенствования. Нам еще предстояло совершить массу ошибок собственных, но от многих ошибок нас уберег наш будущий тренер.

Да, мы нашли его. На тот момент слово тренер еще было не так распространено в Российском карпфишинге. Не помню, как именно, но мы единогласно решили, что хотим попробовать обратиться к Прокопьеву Алифтину. Его имя было на слуху. Неоднократный победитель и призер Всероссийских турниров, участник Чемпионатов Мира, член сборной России.

Мы нашли контакт и написали сообщение, что хотим повысить свой уровень мастерства и быть его подопечными, если он согласится. В ответ на наше письмо Алифтин Василевич (далее Алифтин) задал нам ряд уточняющих вопросов относительно наших целей такого сотрудничества, питания, которым мы пользуемся и набором снаряжения. Мы все подробно описали и стали ждать. Через некоторое время нам пришел положительный ответ и мы начали планомерную подготовку к сезону 2016.

Подготовка включала в себя большую теоретическую подготовку. Особое внимание уделялось логистике и работе над мелочами. Также нам пришлось обновить наше снаряжение. Удилища, катушки, лески, крючки, поводки. Многие детали были изменены. Это была зима 2015-2016 и постепенно наш багаж знаний пополнялся. Мы усердно работали над всем, что нам говорил Алифтин. Вносили свои идеи, обсуждали их вместе. Это была очень важная работа, где каждый понимал свою роль и задачу.

Первый турнир, где мы должны были лично встретиться и начать работу на воде проходил на водоеме Просянка. Ехали мы на турнир с разными мыслями. А как пройдет встреча? А вдруг мы не оправдаем надежды? Что будет, если мы провалим первое совместное выступление?

На водоем мы приехали раньше Алифтина. Приезжали именитые спортсмены, с которыми нам предстояло столкнуться впервые. Мы же скромно ожидали приезд своего тренера, перебирая еще раз в голове все знания, приобретенные зимой и пытаясь ничего не забыть. И вот момент настал. Алифтин приехал на стартовую поляну. С улыбкой на лице и некоторым волнением мы направились к нему. Алифтин встретил нас настолько тепло, даже немного по-отечески, что мы очень быстро расслабились. Такого приема мы честно не ожидали. Создалось такое впечатление, что мы знакомы с этим человеком уже много лет и встретились старые друзья.

Коротко обсудив план на турнир, мы отправились заниматься своими делами. Вообще, Алифтин настолько привил нам важность элемента подготовки к турнирам, что и по сегодняшний день мы всегда что-то делаем на старте любого из турниров. Мы всегда приезжаем заранее и по сто прогоняем все по кругу, проверяя каждый элемент снаряжения и питания. Своего рода генеральный прогон перед премьерой.

Но одно дело, когда ты предоставлен сам себе, а другое дело, когда за тобой наблюдает именитый спортсмен. Признаемся честно, поначалу мы немного нервничали, когда нам предстояло впервые работать в секторе под присмотром Алифтина.

Мы заранее определили, как будет размещено наше снаряжение в секторе и быстро установили свой лагерь. Распредели порядок действий и ответственного за каждый элемент. Мы знали, что Алифтин ценит прагматизм и постарались сделать все максимально быстро. Он не наблюдал за процессом постановки лагеря. Он прекрасно понимал, что для нас это тоже давление.

После установки лагеря мы принялись исследовать дно. Алифтина не было в секторе. Мы сделали уже несколько лучей, когда я обернул голову и увидел нашего тренера. Он сидел в самом углу сектора и спокойно наблюдал за нашими действиями. Он не мешал нам, не говорил под руку. Он просто сидел и что-то записывал в свою тетрадку. Конечно, градус волнения у нас сразу возрос.

Частично это сказалось на процессе маркерения. Как назло, маркерный поплавок перестал лететь в нужное нам место. Мы не могли несколько раз подряд попасть в нужное место. Напряжение слегка нарастало. Столько готовились, а тут на тебе – точно бросить не получается. Но Алифтин методично ждал, когда мы отмаркеримся. Когда все закончилось, к нашему удивлению, он ничего не сказал про наши частые промахи. Лишь спросил наши мысли по тактике ловли, согласовал с нами места для расположения удилищ и опять удалился.

Выдохнув, мы забросили удилища и стали ждать нового прихода нашего тренера в сектор. Мы старались применить все свои навыки и, как следствие, нам удалось поймать несколько рыб со старта. Когда мы радостно сообщили об этом Алифтину, то он отреагировал на это однозначно, сказав фразу, которая въелась нам в голову на всю жизнь. Он сказал: «Работаем много».

И с тех пор мы стали действительно очень много работать. Как в секторе, так и за его пределами, регулярно анализируя каждое наше выступление и внося корректировки в наше снаряжение и тактику ловли.

Помню, как мы ехали с того самого турнира домой и писали на листке пункты, которые нам нужно исправить, чтобы повысить качество и скорость нашей ловли. Таких пунктов набралось 67. Согласитесь, немало. И далее, после каждого турнира мы делали такой анализ, регулярно пополняя список наших улучшений. Да что там говорить, мы ведем этот список и сегодня после каждого турнира!

Важно понимать, что можно быть первоклассным спортсменом, но при этом не быть хорошим тренером. У Алифтина получилось совместить две эти должности. Он всегда находил к нам подход. Он никогда не давил на нас без надобности. Я не помню, чтобы у нас были хоть какие-то разногласия. Мы действительно работали в одной команде. Это не было диктаторством. Он всегда давал нам свободу действий, говоря очень важную фразу: «Вы на воде. Вы можете видеть то, чего не вижу я».

Безусловно мы выполняли все установки, но мы всегда имели право на свои действия. Конечно, мы никогда не меняли основной план на турнир, но у нас всегда была возможность попробовать свою насадку или поменять дистанцию для удилищ. Я считаю, что это очень важно, когда есть взаимное доверие, где каждый понимает, что все работают на конечный результат!

Да, это была действительно командная работа. Алифтин всегда говорил, что ему с нами тоже комфортно. Спустя некоторое время мы уже понимали его с полуслова. Мы всегда старались быстро воплотить все новые знания на практике. А знаний мы получали очень много. Когда мы только стали говорить в карповом сообществе о том, что у нас будет тренер, многие нам говорили: «Ну и зачем вам это?», или «Вы и так способные парни и сами разберетесь со всем».

Да, возможно бы мы разобрались со всем, но только сколько на это ушло бы времени? Алифтин же дал нам очень мощный толчок, который сразу повысил наш уровень по всем направлениям. Но мы не только впитывали знания. Мы постоянно старались усовершенствовать разные элементы и сами. Мы делились своими наработками с Алифтином, писали различные регламенты по взаимодействия в той или иной ситуации. Что-то Алифтин отвергал, а что-то бралось на вооружение. У нас была четкая установка: всегда быть на шаг впереди соперников. Каждый раз мы должны были что-то улучшать несмотря на победы, успехи и так далее.

Важен конечно и психологический аспект. Алифтин всегда безошибочно угадывал, когда нужно нас поддержать, когда надавить, а когда оставить в покое. Бывает так, что вдруг не идут броски. Ну никак не получается положить оснастку точно. А это является одним из основных принципов грамотной ловли. Алифтин нам всегда нас поддерживал в таких ситуациях. «Не дергайтесь. Бросайте спокойно».

Иногда в такие моменты он просто уходил, чтобы не давить на нас своим присутствием. Бывали моменты, когда Алифтин приходил в момент какого-то экшена в секторе, например дуплета. Как бы спортсмен не был готов, но избежать различных казусов невозможно. Оснастки перепутываются, рыбы сходят и так далее (ну все, я думаю, в курсе). В такие моменты градус нашего волнения возрастал. Появлялась лишняя спешка, которая могла дать еще большие ошибки. Алифтин никогда не журил нас за это. Он все прекрасно понимал. Со временем мы стали более спокойно действовать в таких ситуациях и это тоже заслуга Алифтина.

Причем поддержка тренера распространялась не только на ловлю карпа. А вообще на то, чтобы быть профессионалами. Хорошо ловить рыбу, и стремится быть спортсменом-профессионалом разные вещи. Помню, как однажды он попросил у нас чай. Увидев предложенный нами пакетик Липтона, он косо на него посмотрел и попросил кофе. Посмотрев на предложенный нами растворимый кофе Нескафе, он сказал: «Сейчас я приду». Через некоторое время от вернулся и подарил нам банку хорошего кофе и цикория. Он сказал, что если вы что-то пьете, то это тоже должно иметь эффект. Употребляемые напитки должны тонизировать, а не просто быть вкусной водичкой. Вроде мелочь, но на самом деле в спорте высших достижений и такая мелочь играет роль.

Помню, как на втором этапе Кубка России 2016 мы стояли в секторе без тени. Тридцати градусная жара и палящее солнце буквально изнуряло нас и отбирало силы. Алифтин постоянно следил, чтобы у нас на голове были мокрые головные уборы. В один из моментов я повернулся, чтобы что-то сказать Эду и в меня прилетело 17 литров воды из ведра Fox. Точно такое же ведро через секунду прилетело и в Эда.

И дело ведь совершенно не в том, что мы охладились. Этот небольшой казус развеселил нас и снял напряжение! Как будто ты вышел из легкого оцепенения, перезагрузился, мы принялись за дело с совершенно иным настроением, что в конечном счете сказалось на результате выступлений. И таких историй можно вспомнить очень много и каждая из них для особенно ценна.

Еще один показательный момент был на первом этапе Кубка России 2016. Мы очень хорошо поработали ночью, поймав 18 рыб, что действительно можно считать хорошим результатом. Утром в наш сектор пришел тренер. С улыбкой на лице и некоторой гордостью мы сообщили о нашем достижении. Мы думали, что Алифтин похвалит нас!

— Сколько рыб?, — спросил Алифтин
— 18, Алифтин Васильевич!, — довольно улыбаемся
— Хреново… Когда собираетесь кормить точки?

Он всегда был сосредоточен и передавал это состояние нам. Нельзя было расслабляться ни на секунду. На финише он всегда просил нас выключать общую рацию, чтобы мы были сосредоточены только на своем процессе ловли и не дергались лишний раз узнав о поимке рыбы нашими преследователями. Я уверен, что в душе он конечно был рад такому результату пойманным рыбам, но нам он это не показывал.

Мы прошли большой путь с нашим дорогим наставником и добились серьезных результатов. Сейчас мы проводим обучающие фестивали, где передаем опыт новым карпятникам. Нам приятно копировать поведенческие манеры Алифтина, как тренера и очень порядочного человека.  Больше подробностей наших выступлений можно почитать в разных отчетах на нашем портале (ссылки будут внизу статьи).

Это было замечательное время, которое мы будем помнить всегда и придерживаться тех принципов, которые нам привил Алифтин.

Мало кто знает, но именно Алифтин первый раз назвал нас тиграми!

Дорогой Алифтин Васильевич, спасибо Вам за все, что Вы для нас сделали и продолжаете делать для многих карпятников!

Крепко Вас обнимаем. Тигры Carptoday!

Работаем много!

Отчет с Чемпионата России 2016

Отчет с Чемпионата России 2017

Отчет с Кубка России 2016

Понравилось? Поделитесь с друзьями!