Прикормочный кораблик. Обзор Артура Дементьева

1 мин


Наш постоянный читатель Артур Дементьев подготовил эту прекрасную статью для всех рыболовов, которые планируют, или присматриваются к приобретению прикормочного кораблика. Вполне себе устоявшийся стиль трофейной рыбалки, в котором есть своя прелесть. Самый большой плюс — это невероятная доступность точечной ловли, а также вам открывается практически вся акватория водоёма, на котором вы находитесь.
 
Карповый кораблик Carp Boat
 




Весной 2016 года я закупал все необходимое оборудование для современной карповой ловли и готовился к своей первой настоящей сессии с сигнализаторами, волосяным монтажом и на спортивном водоеме. Когда очередь дошла до маркерного и сподового удилища, мне рассказали о закормочных корабликах. Сложность выбора заключалась в том, что, если с классическим вариантом маркерения и кормления все понятно, есть множество обзоров, обучающих видео и интересных заметок, то информации о корабликах практически ноль.
 
Уже про каждый вертлюжок и фонарик снят не один подробный обзор, где в деталях рассказывают про каждую мелочь, но информации о корабликах не прибавляется. Между тем, это один из сложнейших в техническом плане гаджетов, которые вам доведется использовать на рыбалке. Также, стоит отметить, что средняя стоимость хорошего кораблика превышает 100 000р. и перед покупкой вы даже не сможете его «пощупать» или внимательно рассмотреть, все продажи ведутся онлайн с доставкой на дом.
 
Кораблик я в итоге все же купил. За два своих сезона в карпфишинге я повстречал на берегу озер владельцев других карповых корабликов. Всегда подходил, знакомился, и если человек был расположен к общению, расспрашивал о его кораблике, сам пробовал совершить на нем какие-то действия: вроде изучения дна или завоза оснастки. Так и появилась идея написать хоть небольшой, но очерк о корабликах, полагаясь на свой опыт.
 
В последнее время в социальных сетях, или на каких-либо форумах стало модно чуть что обвинять автора в рекламе. Слово «маркетинг» применяют уже совсем не к месту. Поэтому, будет не лишним если я сразу оговорюсь, что сам пользуюсь корабликом марки «Toslon» и, так или иначе частично, хотелось бы мне этого или нет, повествование будет строиться на нем. При этом я не имею коммерческой привязки к какому-либо бренду и постараюсь максимально игнорировать упоминание марок, буду, в основном, говорить о каких-либо отдельных деталях и функциях прикормочного кораблика.
 
Повествование будет идти только о корабликах, оснащенных эхолотом. Сначала я озвучу плюсы и минусы использования кораблика в ловле карпа, в сравнении со содовым и маркерным удилищем. В конце укажу рекомендации, на что именно стоит обратить внимание, если вы планируете покупку кораблика.
 
Минусы:
 
1. Запрет использования корабликов на соревнованиях. Пожалуй, самый весомый минус, поэтому я вывел его на первое место. На любых соревнованиях и даже фестивалях кораблик запрещен. Это логичный запрет, ведь у команды с корабликом будет значительно больше шансов поймать рыбу, нежели у команды с классическим оборудованием. Разрешение на использование кораблика тут же убьет всю классическую школу маркирования и прикармливания, что, несомненно, придает особый шик ловле карпа.
 
Вместо совершенствования физических данных, если мы говорим о дальности заброса и умения опытно определить рельеф дна, начнется гонка технических вооружений. Существует мнение, что неплохо иметь одновременно маркер и спод для ловли на соревнованиях + кораблик для любительской ловли. На мой взгляд, если вы спортсмен, то и просто любительский выезд нужно воспринимать как тренировку и оттачивать умения заброса и маркерения, дабы не потерять сноровку. Тут у каждого выбор индивидуальный. Но, если вы решили приобрести только кораблик, дорога в спорт для вас закрыта.
 
2. Запрет кораблика на определенных платных водоемах. Если минус описанный выше объективен, то тут логичного объяснения нет. Цитирую книгу Саймона Кроу и Роб Хьюза «Полное руководство по ловле карпа» написанную еще в 2007 году: «По причинам, которых мы не понимаем и, вероятно, так никогда и не поймем, на некоторых водоемах Англии запрещено использование прикормочных лодок из тех соображений, что это, якобы, не этично. Поэтому, мы советуем вам накануне рыбалки ознакомиться с местными правилами.»
 
К счастью, данные запреты пока что не пришли в Россию, и действуют лишь на небольшой части платных водоемов Европы. Запрет в основном касается только сильно раскрученных водоемов вроде «Шумбар» или «Заярки», куда попасть и так довольно сложно. От себя скажу, что мне понятно почему на том или ином водоеме запрещают ловлю с шок-лидером, или скажем, на искусственные насадки. Я даже понимаю рациональность запрета крючков с бородкой. Но прикормочный кораблик?…
 
Самое внятное объяснение что я слышал: сектор с корабликом в отличии от других секторов будет иметь значительно больший радиус ловли, тем самым будет мешать другим секторам и пытаться ловить рыбу в границах другого свима. На мой взгляд, объяснение неудовлетворительное, ведь если человек — дурак, он и без всяких корабликов испортит жизнь соседу рыбаку. Тем не менее, это -минус, пусть и незначительный.
 
3. Обязательный доступ к электричеству. Как и минус, описаный выше, незначительный, но тем не менее существующий. Кораблик питается батарейками и аккумуляторами, которые требуют подзарядки. Если вы приезжаете на водоем на своем авто, вполне можно воспользоваться зарядкой от прикуривателя, к этому адаптированы практически все современные кораблики. Большинство моделей прикормочных корабликов невозможно зарядить от портативного зарядного устройства.
 
4. Ограниченность создания широкого кормового пятна. Когда вы приплыли в нужное вам место ловли и открыли бункер кораблика, вся прикормка, находящаяся в нем, в ту же секунду упадет в воду. Это как плюс, который я опишу ниже, так и минус. Есть разные варианты размера кормового пятна, некоторые из них подразумевают не определенную точку небольшого диаметра, а засеивание кормом квадрата, к примеру 10 на 10 метров. По той причине, что корм с бункера кораблика выходит не постепенно а весь и сразу, создание такого квадрата корабликом невозможно. Теоретически, можно подвезти десяток бойлов в каждый квадратный метр вашего большого пятна, но это займет невероятное количество времени.
 
5. Невозможность использования любых ПВА материалов в дождь. Бросок оснастки удилищем, пускай даже в ливень и на дальнюю дистанцию происходит за секунды. Кораблик же плывет к точке ловли в среднем со скоростью метр в секунду. Если даже ловить вблизи берега, любой ПВА материал доставляемый корабликом размокнет еще до того, как вы опустите оснастку в воду. В продаже не существует корабликов с крытыми бункерами.
 
Плюсы.
 
1. Дальность радиуса ловли. Самый важный плюс, который несомнено стоит на первом месте. Я ощутил его на своей первой рыбалке, когда приехал с ребятами из Carptoday весной, на белорусский водоем «Черница». Мы заняли лесные сектора, в первый день мне не удалось поймать ни одной рыбы. Утром следующего дня они определили, что вся рыба находится на противоположном берегу, до которого более 200 метров. Сложилось такая ситуация, что ты либо доставляешь оснастку туда, либо с вероятностью 99% не поймаешь ничего.
 
Это была как моя первая рыбалка, так и первая работа моего кораблика. Он наматывал километры все последующие два дня отвозя оснастки и корм на 230 метров, к секторам на противоположном берегу. Благодаря этому мне удалось поймать 12 крупных рыб, это была одна из первых и интересных сессий, которую я запомню надолго. Сам кораблик может заплыть и на значительно большую дистанцию, как заявлено производителями — в среднем 500 метров. Однако, эхолот передает данные на дистанции не превышающей 250-280 метров.
 
Последняя цифра является максимумом, откуда мне с перебоями удалось получать данные при полной шкале связи со спутниками. Это примерно в два раза больше чем дистанции, на которых может работать большинство рыболовы, конечно, если мы не берем в расчет знаменитых экспертов диванной ловли и профессионалов по броску удилища в форумах. Таким образом, карповый кораблик значительно увеличивает ваш свим и на большинстве водоемов среднего размера позволит ловить под противоположным берегом.
 
2. Точность. Тут речь как и о маркерении, о прикармливании, и о забросе оснастки. В отличии от маркера, эхолот значительно точнее передает данные о характере дна. Кораблик позволят маркериться как ночью, так и в туман, в сильный ветер или при ливне, в закоряженном месте или на дне, сильно заросшим травой. Маркерное удилище не дает понять структуру дна на дистанции превышающей 130 метров, в то время как эхолот кораблика точно передает эту информацию. Не буду в дальнейшем углубляться в этот пункт, я думаю все знакомы с работой и данными, получаемыми от эхолота.
 
Что касается прикармливания, или завоза оснасток — в отличие от классического броска вы имеете возможность положить корм или оснастку в нужное вам место с точностью до 1 метра. Эхолот кораблика запоминает интересное вам место и фиксирует его как определенную точку по GPS навигации. Как навигатор машины, только значительно точнее. Вы выбираете ее, дисплей эхолота отображает расстояние и направление. Особенно актуально на водоемах, заросших травой или лилиями, где каждый метр играет решающую роль. Так же, максимально точно вы каждый раз можете высыпать ваш корм именно в то место, куда вы высыпали его предыдущий раз.
 
Том Мейкер, известный английский рыболов, предпочитает создавать максимально компактное кормовое пятно укладываю насадку прямо в него. В стае карпа появляется конкуренция, забывая об осторожности, они хватают все без разбора, заглатывая и наживку. Кораблик позволяет добиться невероятных результатов при таком методе прикармливания, если ваше место ловли имеет небольшую глубину, то можно буквально высыпать корм «горкой», и так же ловко положить в него оснастку. Кораблик определенно эффективен при ловле на зиг-риг, где точность прикармливания имеет решающее значение.
 
3. Экономия. Боюсь этот пункт в плюсах удивит многих, ведь как раз высокую стоимость кораблику часто ставят в вину. Посчитайте стоимость оборудования которое он замещает, а именно: маркерное/сподовое удилище, катушка к нему, дальномер, колышки и невероятное количество расходников, вроде маркеров, спомбов, специальных грузил, различных шариков, плетеных лесок, маркерных резинок и вертлюжков. Стоимость одного только хорошего маркера примерно 1000р. Сколько вы потеряете в сезон?
 
За одну рыбалку, если нужно отмаркерить закоряженный сектор? Стоимость хорошего спомба 1300р, сколько у вас оторвется или сломается в течении сезона? При неудачном броске, корм со спомба размоет ваше прикормочное пятно или вовсе упадет не туда, тем самым будет бесполезен. А ведь каждый раз это 200 грамм прикормки которую вы использовали неэффективно. Пять раз промазали -1 кг корма.
 
Экономия при выборе кораблика заключается в том, что он не требует расходников, ему нужна только подзарядка. Также существенная экономия будет прослеживаться и в рабочих удилищах. Практически у любого производителя именно дальнобойные удилища имеют максимальную стоимость. При завозе корабликом в них просто отпадает надобность. То же и с катушками, вам будет достаточно просто хороших и надежных катушек, вне зависимости от их свойств стравливать леску и веса. Не нужен шок лидер, вы можете использовать груза любой формы и веса, вам больше не важны их полётные качества.
 
4. Экономия времени. Бункеры прикормочного кораблика, в среднем за раз, способны перевезти примерно 2,5кг прикормки. Это 13-15 бросков большим спомбом и кораблик точно сделает это значительно быстрее. То же и с оснастками. Во-первых, вам не нужно клипсоваться, во-вторых не будет перезаброса, так как даже если при завозе корабликом вы промахнетесь и проплывете мимо точки GPS навигации, всегда можно развернутся и положить оснастку в намеченное вами место.
 
В-третьих, при классическом методе ловли вам нужно совершать какие-то действия с маркерным/сподовым удилищем, привязывая/отвязывая спомб, маркер или грузило. Кораблик же просто включается нажатием кнопки, шкала нахождения спутников эхолотом заполняется за 30-40 секунд. Маркерение корабликом в среднем занимает 30 минут. И это довольно подробное. На тщательное изучение вашего свима уйдет максимум час.
 
На что стоит обратить внимание при покупке прикормочного кораблика.
 
1. Форма корпуса. Очень важный момент на который совершенно не обращают внимание. Обычно все интересуются только техническими возможностями. Условно, форма корабликов бывает двух типов: катамаран и лодочная. Кораблик на фото, пожалуй, самый популярный. Я думаю, это связано с низкой стоимостью.
 
 
Отдельные детали к нему продаются на различных сайтах, многие люди, обладающие соответствующими знаниями, покупают их и собирают самостоятельно. В интернете много презентационных видео о данной модели. Если посмотреть их все, можно подметить следующую закономерность: они сняты при полном штиле. Так как даже среднего ветра и легкой волны достаточно, чтобы эту модель «мотыляло» из стороны в сторону, и корм вылетал из бункера.
 
Хороший кораблик обязательно должен иметь форму катамарана и бункер, проваленный внутрь корпуса, это позволяет ему уверенно держаться на волнах. Также он должен быть не сильно легким, что позволит ему уверенно держаться на воде. Ваша задача доехать до точки, отмеченной на GPS навигации, по максимально короткой траектории при этом не потеряв ни грамма корма. Плавучие качества тут очень важны.
 
Важна и высота кораблика, по моим наблюдениям, она должна быть не менее 20-25см. Однажды мне довелось видеть в работе английский кораблик, очень популярный 4-5 лет назад. Неплохая модель, но есть существенный минус — он очень низкий. Достаточно легкой волны и она окатывает его сверху, полностью омывая его корпус. Он герметичен и это никак не сказывается на безопасности его работы, но все ваши мелкие частицы, будь-то, сыпучая прикормка, конопля, крушеный бойл или же различные жидкие добавки просто промоет, пока вы доберетесь до нужного вам места отмеченного на эхолоте.
 
Сильной волны будет достаточно чтобы потерять и цельные бойлы. Кораблик правильной формы должен легко идти в сильный ветер и волну, рассекая ее подобно водному мотоциклу. На кораблик могут лететь брызги от волны, это нормально, но его не должно окатывать водой полностью. Так же, кораблик должен быть максимально обтекаемым без резких углов и выступов, чтобы вы не зацепили им свою же леску.
 
2. Фары. Важный момент для удобства навигации кораблика, на который никто не обращает внимание, также как и на форму корпуса. Дело в том, что в сумерки и ночью кораблик не видно, вы плывете, следуя указанию эхолота, ориентируясь на его дисплей. Он показывает направление, но тут нужно учесть, что кораблик стоит на воде и продолжает движение по инерции, когда вы сбросите газ и отклоняется в сторону при движения ветра, волны или течения. Удобнее вести движение смотря не только в дисплей эхолота, но и визуально держа в поле зрения сам кораблик.
 
Большинство корабликов вместо фар имеют светодиоды, которые хорошо видно только на небольшом расстоянии. Чем больше и ярче фары вашего кораблика, тем удобнее вам будет править им. Мой кораблик имеет на мой взгляд максимально удобное расположение и размер фар из всего что я встречал. Спереди две мощные и большие фары, у которых есть даже функция дальнего света. Сзади одна большая ярко-красная фара состоящая из 18 СИДов, ровно посередине корпуса.
 
В темное время суток, направляясь к нужной мне точке, я смотрю на кораблик всегда сзади, соответственно, вижу большое красное пятно (задняя фара) и два белых меньше по бокам (передние фары)
 
 
Если белое пятно слева начнет увеличиваться, а белое справа пропадать — кораблик клонит в левую сторону. То же и с противоположной стороной. При обратном пути я вижу только две белые фары, понимая что кораблик плывет прямо на меня. Очень удобно и значительно сокращает время хода кораблика, ведь чем более умело вы управляете им, тем по более короткой и максимально прямой дистанции совершаете заплывы.
 
3. Объем бункеров. Тут, конечно, дело индивидуальное, кто-то за всю сессию тратит 3-4кг прикормки, у кого-то уходит несколько десятков килограмм. Я думаю, что идеальный вариант, это когда вы можете совершить закорм в один заплыв. Средняя вместимость бункеров катамаранах корабликов 2,5 кг. Как правило, меньше бункера имеют только кораблики меньшего размера, которые я бы не рекомендовал для ловли на российских водоемах.
 
4. Скорость. У большинства корабликов винты защищены специальными креплениями, по сути, представляющими собой сетку из пластика. Это значительно снижает их скорость, зато ваш кораблик не застрянет в зарослях травы и не намотает на винты леску. Скорость моего пустого кораблика составляет 0,9 метра в секунду и 0,8 — 0,7 если он загружен или везет оснастку.
 
На мой взгляд, это, примерно, средняя скорость большинства современных карповых корабликов. Завести оснастку и корм на расстояние 100 метров займет чуть более 4-х минут, с учетом обратного пути. Если вам попадется кораблик с более высокой скоростью, это несомненный плюс.
 
5. Реле воды. Датчик установленный в нижней части кораблика, который подразумевает его автоматическое включение после установки на воду и отключение после того как кораблик окажется на берегу. Я даже не знал о его существовании, пока в один прекрасный день он не завис, и не включал мой кораблик автоматически, вне зависимости на берегу он или в воде.
 
Приходилось каждый раз открывать крышку и вручную отключать питание кораблика от аккумуляторов, чтобы он выключился. Потом он как-то сам собой отвис, и в данный момент не работает вообще. На мой взгляд вещь бесполезная и опасная — он может зависнуть наоборот и выключить кораблик когда тот будет на воде, возвращаться в сектор. Возможно рыбалка будет на реке, с быстрым течением, а плавать вы не умеете…
 
6. Система выпуска крючка.
 
 
Представляет собой штырь под металлическим кругом, за который вы крепите оснастку. Ни разу не видел и не слышал чтобы им кто-то пользовался. Все пропускают оснастку через бункер кораблика, закрывают его шлюз, грузило упирается и вы завозите все это в нужное вам место. Можно положить две оснастки в два бункера, что сократит время завоза. Рекомендую делать так не ранее, чем после пары сессий с новым корабликом, когда вы освоите его управление.
 
7. Фиксирующаяся ручка рычага управления. Не самый важный момент, но позволяющий вам сократить время завоза и возврата кораблика. Обратите внимание на фото ниже.
 
 
Это — рычаг управления корабликом. Я отклоняю его вверх и кораблик начинает движение вперед. Он автоматически не возвращается назад, если я уберу с него палец, кораблик продолжает движение. Когда я завез оснастку, открыл бункер, и она упала в воду, я разворачиваю кораблик на свой сектор, отклоняю рычаг и вместо того чтобы держать его, кладу пульт на землю и занимаюсь удилищем — вытягиваю слабину лески, настраиваю фрикцион, креплю свингер и прочее. Когда я заканчиваю, кораблик как правило подплывает к сектору.
 
Тем самым, вы каждый раз экономите пару минут, что в конце сессии превратится в сэкономленные час времени, а то и больше, если речь идет о ловле на дальних дистанциях. Большинство пультов закормочных корабликов изготовлены не специально под них. У меня так вообще пульт от самолета. Я думаю что кораблики штучный товар для небольшого круга потенциального потребителя, поэтому никто не запускает специализированное конвейерное производство. Каждая марка собирает свои кораблики из различных деталей, поэтому и отсутствует фирменный пульт.
 
8. Регулятор мощности оборотов винта. Цитирую инструкцию моего кораблика: «Вполне вероятно, что движение лодки не всегда будет прямым. Это связано с движением воды. Поэтому, для обеспечения прямого движения лодки, необходимо постоянно регулировать обороты двигателя при помощи специального узла. Для коррекции направления лодки путем ее медленного поворота влево, необходимо выполнить последовательное нажатие на регулятор оборотов двигателя, а затем повернуть его влево».
 
Если перевести с канцелярского языка на обычный людской, то производитель хотел создать функцию позволяющую вам в начале рыбалки настроить мощность винтов кораблика в отдельности так, чтобы он плыл ровно вне зависимости от движения воды и ветра. Предположим, стою я в секторе, ветер дует влево. При движении мой кораблик будет так же немного сносить влево. Я немного уменьшаю обороты правого двигателя и он движется прямо. Все бы ничего, но сила ветра постоянно меняется, как и движение воды.
 
Более того, ветер в прибрежной зоне будет значительно меньше нежели на середине озера. Если днем ветер сильный, то вечером при закате солнца, как правило, всегда полный штиль. Соответственно, функция эта совершенно бесполезная, и уж лучше бы мой кораблик был запрограммирован на одну мощность обеих двигателей. Так как благодаря самому существованию этой функции настройки их мощности часто сбивается и его клонит то немного вправо, то немного влево. Как итог, я должен тратить лишнее время на их настройку.
 
9. Эхолот. Объёмная тема, так как бывают разные виды эхолотов для прикормочных корабликов, разной стоимости и, соответственно, разного набора функций. Стоит отметить что стоимость эхолота для кораблика значительно выше стоимости эхолота с похожим набором функций, но стандартного, для установки на лодке. Главное, что должен отображать эхолот это:
 
9.1. Глубина. Тут все понятно, обойдусь без комментарий.
 
9.2. Характер дна. Вы должны точно понимать мягкое ли дно в определенной точке, твердое, и есть ли коряги или, быть может, трава. Минус моего эхолота состоит в том что мягкость дна он передает мне по 10-ти бальной шкале. То есть, глубина ила в зоне под корабликом отображается от одного балла до десяти. «Простите, но вот к примеру 4 балла это сколько?», хотелось бы задать этот вопрос производителю. Отобразите в сантиметрах, так я хоть пойму какой длины мне нужно сделать поводок.
 
Также отображается у меня и трава, просто картинкой, как низкая или высокая. Это конечно хорошо, но при ловле в траве мне нужно изготовить поводок с насадкой поп-ап желательно так, чтобы он совсем немного возвышался над травой. Хотелось бы видеть это значение в сантиметрах. Мне сложно определить ракушку. Точнее  ракушка или просто твердое дно отображаются на дисплее моего эхолота приблизительно одинаково. Коряги я определяю как правило необычным, или точнее сказать странно резким выступом на дне.
 
9.3. Расстояние или GPRS навигация. При включении кораблика в секторе, он запомнит эту точку, как домашнюю, и все отсчеты расстояния будет начинать от нее. Поэтому, подобно тому, как люди маркерятся, не отходя от одного места, так и вам лучше в начале рыбалки сразу определиться, где всегда будет стоять кораблик и не таскать его с места на место по всему берегу.
 
Дисплей эхолота должен точно отображать расстояние от кораблика на воде до вашего сектора. Наличие GPRS позволяет вам заполнить интересное место как точку, каждый раз завозить оснастку или прикормку в одно и то же место. На дисплее эхолота она отобразится, как крестик в определенном направлении, и компас укажет вам верный путь. Так же, вы будете видеть такое значение как расстояние до точки, что очень удобно. 6-7 лет назад недовольство пользователей прикормочных корабликов вызывал тот момент, что погрешность точности отображения этой точки была 2-3 метра.
 
Нашли вы, к примеру, на озере заросшем травой чистый участок дна, шириной 2 на 2 метра, и не можете быть уверенными, что попали в него. В современных эхолотах эта проблема решена, погрешность составляет менее метра. Когда я только купил свой кораблик, то первые испытания проводил на московском пруду. В 50-ти метрах от меня из воды торчал металлический штырь. Я подплыл вплотную к нему, упершись в него носом кораблика и создал точку в меню эхолота. Вернувшись, я выбрал эту точку и поплыл следуя указаниям на дисплее. И он действительно привёл меня к ней, ровно метр в метр.
 
Это — основные моменты, на которые стоит обратить внимание при покупке прикормочного кораблика. Я бы сказал, необходимый базовый набор, чтобы покупка кораблика имела значение. Производители не стоят на месте, и уже сейчас есть модели которые детально показывают 3D-карту вашего свима, на корпус кораблика устанавливают камеры, и даже камеры подводные, которые могут опуститься на дно и снимать видео, или передавать онлайн прямую трансляцию на дисплей эхолота.
 
Проблема для российского рыболова в их покупке заключается в том, что как правило все эти марки не имеют представительства в РФ, а меню и инструкция выполнены на английском языке. Чуть что сломалось, все, пиши письма в Европу. Надеюсь, когда-то они выйдут и на российский рынок. На этом все, надеюсь если вы планируете приобретение кораблика, эта информация поможет вам сделать правильный выбор.
 
Полное или частичное копирование без согласования с редакцией портала запрещено

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Ваша реакция?

Like Like
164
Like
Lol Lol
38
Lol
OMG OMG
55
OMG
Angry Angry
10
Angry